Как заселить Дальний Восток? Миграционная амнистия, как назревшая необходимость и решение целого ряда проблем

Главные цели нашего Союза - создание комфортных условий для жизни всех жителей Приморского края, а также оказание посильной помощи органам власти в решении ими задач по улучшению демографического климата на Дальнем Востоке.

27 Марта 2019

25 марта 2019 года в Москве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына «Форум переселенческих организаций» в рамках проекта «Полюби соотечественника, Родина!» (реализуется по Президентскому  гранту) провел научно-практическую конференцию «Заселение российского Дальнего Востока: опыт прошлого – проблемы настоящего – решения будущего».

На важнейшем для дальневосточников мероприятии присутствовали руководители заинтересованных ведомств: ГУВМ МВД России, МИД России,  Россотрудничества,  Минвостокразвития, АРЧК, ФАДН, Минтруда; ученые-эксперты из МГУ, МГИМО, ГУ ВШЭ, Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН, Института стран СНГ, практикующие юристы, правозащитники, журналисты.

Не смотря на прекрасную организацию конференции, программа не смогла за один день озвучить все запланированные вопросы - неравнодушные к проблемам Дальнего Востока участники часто переходили к обсуждению докладов выступающих. Последние старались в отведенный регламент раскрыть свое видение решения проблем.

Многие докладчики посвятили изучению вопросов миграции долгие годы. Среди таковых - российский журналист, правозащитник и общественный деятель, председатель Исполкома Международного общественного движения "Форум переселенческих организаций", главный редактор независимого журнала «Миграция—XXI век», член Правительственной комиссии по миграционной политике, лауреат премии «Золотое перо России» Л.И. Графова.  

Лидия Ивановна говорила о том, что нужен особый миграционный режим для того края (ДВ), без которого Россия – не Россия. Как можно полюбить соотечественника, когда миграционная политика России лицемерна? Говорится в концепции одно, делается другое. На высоком уровне не понимается, что прием новых людей это спасение России. Должны приниматься достойные меры. Сегодняшние меры – лакировочные.
В докладах делается вид, что все идет хорошо, а это не так. Жить на ДВ становится все тяжелее, льготы отменяются. На местах не выполняются распоряжения из Москвы. “Мы, Форум, будем бороться за то, чтобы миграция стала гражданским ведомством, а пока она находится в системе МВД, людей мучают! Очень важно, что проблемой заинтересовалась администрация президента. Нам важно, чтобы нас услышали. Надоело, когда на свободу слова отвечают свободой слуха!”

Также на конференции выступила член Общественной палаты города Москвы III созыва, экс-начальник Главного Управления по вопросам миграции МВД России О.Е. Кириллова. На основе личного многолетнего опыта руководящей работы в органах ФМС - МВД она рассказала о трудностях реализации миграционной политики сегодня и о том, что Федеральная миграционная служба имела практические наработки, которые сегодня МВД, к сожалению, не использует. В частности, "в ФМС были апелляционные комиссии, сейчас их нет. Надо собрать группы людей, к которым стекались бы заявления о помощи".
По мнению Ольги Евгеньевны, "никто не знает, что из себя должна представлять концепция миграционной политики. МВД по статусу не может выйти с законодательной инициативой. Как только любая инициатива МВД попадает в Правительство, она режется и возвращается на доработку...Так вот, это не вина МВД – это беда МВД!”

В ходе Конференции до участников было доведено мнение Союза организаций ЦСИ о необходимости проведения миграционной амнистии на Дальнем Востоке, как о назревшем вопросе и о решении целого ряда проблем в сфере миграции региона.

Как отметил председатель Союза организаций ЦСИ В.Г. Звычайный: "мы разделяем мнение других экспертов и глав национальных объединений региона о том, что имеется способ значительно увеличить численность трудоспособного населения Дальнего Востока и, при этом, решить целый ряд сопутствующих давно назревших проблемных вопросов. Это можно достичь путем проведения в России локальной миграционной амнистии для иностранных граждан, длительное время нелегально проживающих среди нас.

Разумеется, данное мероприятие требует глубокой проработки, но необходимость его осуществления в Дальневосточных регионах с неблагоприятной демографической ситуацией сегодня диктует само время.  
По данным гос.статистики, общая миграционная убыль населения Приморского края на протяжении последних лет составляет 4 – 5 тысяч человек в год. Согласно официальному стат.прогнозу, при сохранении имеющихся в регионе условий для жизни, Приморье к 2025 году не только не выйдет на устойчивый прирост численности населения, но и потеряет еще около 44 тысяч жителей!

В Приморском крае сегодня проживают и осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения, по разным оценкам, от 40 тысяч до 60 тысяч человек. Эта армия незаконной миграции, питающая дешевой рабочей силой так называемую «теневую экономику», является одной из главных причин усиления ксенофобских настроений коренного населения.

В ходе миграционной амнистии предлагается легализовать иностранных граждан стран СНГ, законно въехавших в Россию, проживающих в Дальневосточном регионе, нарушивших сроки пребывания в стране, но не совершивших уголовно наказуемых деяний.

Такого рода иностранцам-нарушителям нужно предоставить возможность, как вновь прибывшим, подготовить и подать в уполномоченный орган пакет документов в объеме, предусмотренном для вынесения решения о выдаче или об отказе в выдаче патента на работу в РФ. Впоследствии данная категория иностранных граждан, при желании, будет иметь возможность получить РВП и пройти все процедуры до получения  гражданства Российской Федерации.  

Сегодня же эти люди, находясь за рамками правового поля, лишены легитимной защиты в отношениях с работодателями. Невозможность реализовать мигрантами свое легальное пребывание и трудовую деятельность неизбежно приводит к их массовой маргинализации, к формированию негативного отношения к России и к россиянам. Именно такие мигранты рискуют стать жертвами современной работорговли и объектами заинтересованности вербовщиков экстремистских и террористических организаций.

Вместе с тем, реальность показывает, что подавляющее большинство иностранцев, по разным причинам попавших в разряд «нелегалов», за годы своего незаконного проживания в России уже фактически ассимилировались в наше общество. Владея русским языком еще со времен СССР, зная нашу культуру, многие из них уже успели создать собственные семьи, растят детей.

Анализ деятельности ФМС – МВД в сфере миграции показывает, что главными причинами появления «нелегалов» служат не правовой нигилизм иностранцев и не отсутствие у них желания платить налоги в России, а, во многом – несовершенное и сложное российское миграционное законодательство, а также отсутствие благоприятных условий для качественного приема и информационного обеспечения иностранных граждан.

Во Владивостоке – в столице Дальнего Востока, необходимо скорее решать проблему отсутствия комплексной работы с мигрантами по принципу «одного окна», переводить ее в комфортные для всех, отвечающие требованиям регламентов, помещения.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13. 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», такую помощь  полиции может оказать Администрация Приморского края, определив уполномоченную организацию и создав Многофункциональный миграционный центр. В большинстве регионов России такие социально значимые объекты давно и успешно работают.  

Сегодня же в Приморье процветает бизнес полулегальных посреднических организаций, предлагающих за плату в бойких городских местах (во Владивостоке - это надземный переход на площади «Луговая») помощь в получении разрешительных документов, оформлении регистрации по месту пребывания, страховании, получении сертификата на знание русского языка. Неудивительно, что в итоге мигрант часто получает фиктивные документы и привлекается к ответственности.

В результате слабой профилактической работы с мигрантами, на поиск и депортацию «нелегалов» государство ежегодно тратит огромные суммы бюджетных средств. При этом масштаб незаконной миграции в Приморье достиг таких размеров, что денег, выделяемых территориальному Управлению Федеральной службы судебных приставов на мероприятия по депортации мигрантов, как правило, хватает лишь на полгода. Как следствие – переполнение Центра временного содержания иностранных граждан УМВД, часто провоцирующее иностранцев на массовые волнения, порчу государственного имущества и побеги.

Представляется логичным, если бы Приморский край, как регион Дальнего Востока с наиболее стремительно развивающейся экономикой, первым провел на своей территории миграционную амнистию и вывел «из тени» так необходимые трудовые ресурсы.

Предлагаемая адресная локальная миграционная амнистия, помимо прочего, принесет  значительную экономию государственных средств, выделяемых на правоохранительную деятельность, увеличит доходную часть бюджетов всех уровней, создаст реальные условия для накопления человеческого капитала и, в итоге, для ускорения социально-экономического развития региона.    

По прогнозам экспертов, в случае проведения миграционной амнистии на территории Приморского края, прирост численности населения региона в течение двух лет может составить дополнительно около 20 тысяч человек".

Использована информация и фото с сайта "Форума переселенческих организаций" и kapital-rus.ru. Подробнее с материалами Конференции можно ознакомиться по адресу: https://migrant.ru/zaselenie-rossijskogo-dalnego-vostoka-opyt-proshlogo-problemy-nastoyashhego-resheniya-budushhego/#comment-32635

Вернуться к списку