Доклады и презентации

Главные цели нашего Союза - создание комфортных условий для жизни всех жителей Приморского края, а также оказание посильной помощи органам власти в решении ими задач по улучшению демографического климата на Дальнем Востоке.

III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ

гор. Владивосток

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

ДОКЛАД председателя Союза организаций ЦСИ В.Г. Звычайного: 

«Нелегальная миграция в Приморском крае, ее влияние на социально-экономическое развитие региона»

Уважаемые участники Форума!

Великий русский ученый М.В. Ломоносов писал в 1761 году «…Полагаю самым главным делом сохранение и умножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

Всего два месяца назад в Москве прошла научно-практическая конференция «Заселение российского Дальнего Востока: опыт прошлого – проблемы настоящего – решения будущего». Мероприятие было организовано Международным общественным движением «Форум переселенческих организаций» в рамках проекта «Полюби соотечественника, Родина!», реализуемого по Президентскому гранту, в партнерстве с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Домом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Тревога о том, как сохранить стремительно пустеющий Дальний Восток – наш с вами богатейший край, собрала на конференции ведущих ученых-экспертов и демографов (из Института экономики РАН, ГУ Высшей Школы экономики, МГУ, МГИМО, Института стран СНГ), представителей заинтересованных ведомств (Администрация Президента РФ, ГУВМ МВД России, МИД России, Минвостокразвития, Федерального Агентства по делам национальностей), практикующих юристов и правозащитников. Самое непосредственное участие в мероприятии приняли такие «неслучайные» в теме миграции люди, как: правозащитник Л.И. Графова, экс-начальник ГУВМ МВД России О.Е. Кириллова и экс-заместитель руководителя ФМС России В.А. Поставнин. Возможно ли не прислушиваться к мнению таких специалистов-практиков?   

         Участниками конференции было отмечено, что с 1991 года население ДФО уменьшилось на 2 миллиона человек. Механизмы сдерживания оттока качественного человеческого капитала и содействия заселению региона работают неэффективно, несмотря на предпринимаемые государством меры. Очевидно поэтому, предыдущий генеральный консул Японии во Владивостоке г-н Касаи, выступая в июне 2018 года на Международной демографической конференции на о. Русский, сравнил реализацию в России миграционной политики с водителем, который одновременно давит ногами на «газ» и на «тормоз».    

По данным гос.статистики, общая миграционная убыль населения Приморского края на протяжении последних лет колеблется между четырьмя и пятью тысячами человек в год. Согласно официальному стат.прогнозу, при сохранении в регионе неблагоприятной демографической ситуации, Приморье к 2025 году недосчитается еще около 44 тысяч своих жителей.

При этом зарубежный бизнес обращает наше внимание на прямую зависимость объемов иностранных инвестиций в экономику региона от количества проживающих в нем людей (как потребителей). При нынешней численности населения Приморья в 1,9 человек и его постоянного уменьшения, иностранные компании не могут позволить себе вкладывать в экономику нашего края большие деньги; либо будут участвовать в развитии сырьевого производства, не предусматривающего создание большого количества новых рабочих мест для россиян.       

Оттоку населения способствует множество причин и условий. Подробно о них я рассказал в статье «О миграционной амнистии на Дальнем Востоке», опубликованной в Информационно-аналитическом журнале «Комплексная Безопасность Отечества» (№ 2(8)). Работа над устранением таковых предполагает реализацию целого комплекса мер с обязательным привлечением дополнительных сил и средств уполномоченными государственными структурами. Это трудоемкая повседневная деятельность всех заинтересованных органов власти федерального и регионального уровней при координирующей роли руководства Администрации края.

Как последний начальник Управления ФМС России по Приморскому краю, на себе испытавший всю тяжесть работы в сфере региональной миграции, я солидарен с экспертным сообществом в том, что одной из главных причин оттока населения и замедления социально-экономического развития нашего региона является масштабная нелегальная миграция, сформировавшаяся на территории Приморья за последнее десятилетие.     

По разным независимым оценкам экспертов, в Приморском крае сегодня проживают и осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения, по разным оценкам, от 40 тысяч до 60 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства.

Эта армия незаконных мигрантов, питающая дешевой рабочей силой так называемую «теневую экономику», деформирует региональный рынок труда и поэтому усиливает ксенофобские настроения у коренного населения. Законопослушный бизнес переводит работников-россиян на «серые» зарплаты, не выдерживая конкуренции с теми предпринимателями, которые используют труд «нелегалов», не перечисляя за них в бюджеты налоги и сборы. 

Сами же нелегальные мигранты, находясь за рамками правового поля, лишены легитимной защиты в отношениях с работодателями. Невозможность реализовать иностранцами свое легальное пребывание и трудовую деятельность неизбежно приводит к их массовой маргинализации, к формированию негативного отношения к России и к нам с вами. Именно такие мигранты совершают преступления (1,2% от всех зарегистрированных в ПК за 2018 г.) и сами подвергаются насилию, создают благоприятную почву для коррупции, становятся жертвами современной работорговли и объектами заинтересованности вербовщиков экстремистских и террористических организаций. Что, в конечном итоге, угрожает безопасности россиян и существенно добавляет работы нашим правоохранительным органам. 

Вместе с тем, реальность показывает, что подавляющее большинство иностранцев, по разным причинам попавших в разряд «нелегалов», за годы своего незаконного проживания в России уже фактически ассимилировались в наше общество. Владея русским языком еще со времен СССР, зная нашу культуру, многие из них уже успели создать собственные семьи, растят детей.

Анализ деятельности ФМС – МВД в сфере миграции показывает, что главными причинами появления «нелегалов» служат не правовой нигилизм иностранцев и не отсутствие у них желания платить налоги в России, а, во многом – несовершенное и сложное российское миграционное законодательство, а также отсутствие благоприятных условий для качественного приема и информационного обеспечения иностранных граждан.

На поиск и депортацию нелегалов государство ежегодно тратит огромные суммы бюджетных средств. При этом масштаб незаконной миграции достиг таких размеров, что денег, выделяемых Управлению ФССП России по Приморскому краю на мероприятия по депортации мигрантов, хватает лишь на полгода. Как следствие – переполнение Центра временного содержания иностранных граждан УМВД, чреватое, в свою очередь, массовыми волнениями и побегами.

При этих обстоятельствах, в целях значительной экономии государственных средств, выделяемых на правоохранительную деятельность, увеличения доходной части бюджетов всех уровней, создания условий для накопления человеческого капитала в регионе и, как следствие, успешной реализации задач Концепции государственной миграционной политики и социально-экономического развития Дальнего Востока, экспертное сообщество полагает необходимым провести адресную (для определенной категории «нелегалов») локальную миграционную амнистию.   

         В ходе миграционной амнистии предлагается легализовать иностранных граждан, прежде всего русскоговорящих из стран бывшего СССР, законно въехавших в Россию, проживающих в Дальневосточном регионе, нарушивших сроки пребывания в стране, но не совершивших уголовно наказуемых деяний.

Такого рода иностранцам-нарушителям нужно предоставить возможность, как вновь прибывшим, подготовить и подать в уполномоченный орган пакет документов в объеме, предусмотренном для вынесения решения о выдаче патента на работу в РФ. Впоследствии данная категория иностранных граждан, при желании, будет иметь возможность получить РВП и пройти все процедуры до получения гражданства Российской Федерации.  

В ноябре 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил новую редакцию Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года, в которой внешняя миграция определяется, как важнейший и необходимый ресурс восполнения численности трудоспособного населения нашей страны. При существующей в Мире конкуренции за трудовые ресурсы, нам крайне необходима инфраструктура для приема и работы с иностранными гражданами.  

Эксперты уверены в том, что во Владивостоке – в столице Дальнего Востока, необходимо скорее решать проблему отсутствия комплексной работы с мигрантами по принципу «одного окна», переводить ее в комфортные для всех, отвечающие требованиям соответствующих регламентов, помещения.

Сегодня же в Приморье процветает бизнес полулегальных посреднических организаций, предлагающих за плату в бойких городских местах (во Владивостоке - это надземный переход на площади «Луговая») свою помощь в получении разрешительных документов, оформлении регистрации по месту пребывания, страховании, получении сертификата на знание русского языка. Неудивительно, что в итоге мигрант часто получает фиктивные документы и привлекается к ответственности.

         Миграция – это всегда риски для принимающего сообщества. Поэтому ею необходимо заниматься всерьез: комплексно и подконтрольно. Убыль населения несет в себе риски куда большие. Несмотря на то, что Концепция российской миграционной политики указывает на необходимость привлечения мигрантов, на деле наше законодательство и особенно практика его применения все ужесточаются. Эксперты единодушны в том, что должностным лицам, наделенным властными полномочиями на местах, необходимо решительно изменить подход к управлению миграцией от контрольно-административного к социально-экономическому, прагматическому подходу (на основе гуманитарной составляющей).

В резолюции вышеуказанной научно-практической конференции отмечается: «Сегодня вызовом для России является альтернатива: стать окончательно сырьевым придатком ведущих экономик Азиатско-Тихоокеанского региона, и таким образом столкнуться с реальной угрозой утраты Дальнего Востока, без которого у страны нет будущего. Либо же этот огромный регион, обеспечивая связь между Азией и Европой, становится передовой линией интеграционного взаимодействия со странами АТР, организатора международных проектов в области освоения Космоса и Мирового океана, наряду с продвижением проектов в сфере Культуры. Для Дальнего Востока это должно стать государственными приоритетами Национальной программы на десятилетия вперед: только так Россия, как крупнейшая европейская держава, может получить шанс «овладеть» Востоком, и стать цивилизационным ориентиром для значительной части населения планеты».

НКО «Центр содействия иммиграции в Приморский край» постоянно отмечает интерес представителей иностранного дипломатического корпуса к вопросу создания в нашем регионе Многофункционального миграционного центра. О целесообразности проведения миграционной амнистии для «нелегалов» Приморья мы также часто слышим от руководителей региональных национальных общественных объединений.

В рамках народной дипломатии, в качестве крайне необходимой и одной из реальных мер по улучшению миграционной ситуации в регионе, предлагаем включить в Резолюцию Форума предложение в адрес руководства Администрации края: - создать Многофункциональный миграционный центр в Приморском крае для повышения качества предоставления государственных услуг в сфере миграции и профилактики нелегальной миграции в регионе.

Размещенный в столице Дальнего Востока с филиалами в городах Артем, Уссурийск и Находка, обновленный Миграционный центр не должен стать бременем для краевого бюджета, так как может быть создан на основе принципа государственно-частного партнерства. От Администрации требуется лишь определить место расположения Миграционного центра с учетом интересов местных жителей, гарантий вложений для привлекаемого бизнеса и планирования соответствующих организационно-технических мероприятий Управлением по вопросам миграции территориального УМВД.

         Комплексное обслуживание иностранных граждан в чистых просторных помещениях приветливыми специалистами – таким должно лицо государства (региона), желающего привлекать международную миграцию в интересах развития собственной экономики и накопления человеческого капитала. А раздельный от россиян прием сотрудниками иностранцев и реализация на базе Миграционного центра механизмов управляемой трудовой миграции, прибывающей к нам из стран ближнего зарубежья, позволит существенно снизить уровень ксенофобских настроений у жителей Приморского края.              

         Эксперты Союза организаций ЦСИ имеют опыт создания и работы регионального Миграционного центра и готовы оказать любую помощь Администрации Приморского края в создании такого общественно значимого объекта. Это один, но крайне необходимый шаг по пути к созданию условий для ликвидации нелегальной миграции и возможности проведения эффективной миграционной амнистии на Дальнем Востоке.

Во многих регионах России, где, как и в Приморье, идут активные миграционные процессы, указанные центры были созданы до 2015 года и успешно работают по сей день. Во Владивостоке Миграционный центр просуществовал с 2014 по 2016 годы. Он был ликвидирован на местном уровне почти сразу после передачи функций и полномочий ФМС в ведение МВД. В результате, Приморский край, «откатившись» назад, рискует не достичь конечных целей реализации государственной миграционной политики в установленные Президентом Российской Федерации сроки.       

 

23 мая 2019 года                                                   

                                                                                                                                                               ВРИО губернатора Приморского края
                                                                                                                                                               А.В. Тарасенко

Социально-коммерческий проект, основанный
на привлечении инвестиций и трудовых ресурсов
Индии в строительную сферу Приморья

 

Уважаемый Андрей Владимирович!

 

Эксперты НКО «Центр содействия иммиграции в Приморский край» (далее – ЦСИ) отмечают, что санкции ООН, наложившие запрет на выдачу разрешений на работу гражданам КНДР, негативно влияют на ход реализации большинства строительных проектов Приморья, где рабочие из Северной Кореи составляют основной трудовой ресурс - около 9,8 тыс. человек на момент введения санкций. Поэтому Ваше решение о необходимости привлечения организованной недорогой иностранной рабочей силы (далее – ИРС) из Индии, на наш взгляд, вполне оправдано и своевременно, так могло бы помочь региональным строительным организациям продолжить реализацию своих социально значимых проектов.

Учитывая обозначенный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным приоритет развития стратегического партнерства между Россией и Индией практически во всех областях (Санкт-Петербургская Декларация от 01.06.2017 г.), ЦСИ инициативно продолжил искать возможности привлечения индийских трудовых ресурсов в экономику Приморья и расширения туристического обмена между двумя странами.

Так, в целях развития рабочих контактов на региональном уровне, 7 февраля 2018 года нами был организован «деловой обед» с участием Генерального консула Индии во Владивостоке г-на Субхам Кумара, вице-консула г-на Рамеш Чанда и начальника Департамента туризма АПК Шестакова К.В. В результате встречи стороны наметили пути расширения туристического обмена между Приморьем и Индией.

         Детальное изучение вопроса привлечения в Приморский край трудовых ресурсов из-за рубежа показывает, что Индия обладает большим постоянно развивающимся потенциалом в сфере строительства, обусловленным использованием новых технологий при относительно невысокой заработной плате рабочих и инженеров.

          Вместе с тем, анализ рынка труда иностранных специалистов в Приморье, проведенный экспертами ЦСИ, свидетельствует о низком рейтинге рабочих из Индии по сравнению с их коллегами из более близких к нашему региону стран (КНДР, Китай и Вьетнам). Даже замещение корейских рабочих неквалифицированными гражданами Узбекистана рассматривается региональными строительными компаниями в качестве более предпочтительного варианта, чем привлечение индийских рабочих. По нашему мнению, данное отношение к последним основано не на их реальных трудовых качествах, а на отсутствии достаточной практической работы индийцев на российских строительных площадках.

         В ходе выработки конкретных предложений о привлечении трудовых ресурсов Индии в экономику Дальнего Востока России, председатель ЦСИ провел рабочие встречи и консультации с Чрезвычайным и Полномочным Послом Индии в России Панкадж Сараном, с Генеральным консульством Индии во Владивостоке, с руководителями Агентства по развитию человеческого капитала на ДВ, Департамента труда и социального развития ПК, рядом директоров региональных предприятий-застройщиков, посетил федеральное мероприятие «Дни Дальнего Востока в Москве», принял участие в работе тематического «круглого стола», проведенного 28 марта с.г. Законодательным Собранием ПК, и IV Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока».    

         На основе проведенного ЦСИ детального анализа ситуации нами сделан вывод о том, что привлечение трудовых ресурсов из Индии в экономику Приморского края не только возможно, но и крайне необходимо для решения задач опережающего развития Дальнего Востока, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Правительством РФ. Отмечается, что успешное сотрудничество двух стран в строительной сфере Приморья определяют следующие условия:

1. Создание совместного российско-индийского инвестиционного проекта.

2. Необходимость выделения на инвестиционных условиях значительных земельных площадей под реализацию проекта.   

3. Средний уровень оплаты труда рабочих (не менее 500 дол. США).

4. Компетенция привлекаемых рабочих на уровне средне-специального образования.

5. Высокая организация трудового процесса.  

6. Гарантия со стороны подрядчика, привлекающего ИРС, выполнения обязательств, взятых им перед заказчиком. Условие достигается созданием на территории РФ организации-подрядчика с участием в уставном капитале индийского бизнеса. Тем самым обеспечивается прямая заинтересованность иностранного инвестора в результатах деятельности ИРС. 

 7. Организация начальной подготовки рабочих на территории Индии в специализированных Центрах, в том числе – обучение русскому языку, культуре и истории РФ (требование 115-ФЗ от 25.07.2002 г.), обязательное страхование непосредственно перед направлением работника в РФ, медицинское освидетельствование на предмет выявления болезней, въезд с которыми в РФ запрещен, профессиональная подготовка по привлекаемым в РФ направлениям деятельности. Условие выполняется путем создания на территории Индии (в районе аэропорта, через который будет осуществляться прямое сообщение с Владивостоком) коммерческого Центра по подготовке ИРС для работы в России.  

8. Удешевление и сокращение времени доставки ИРС из Индии на Дальний Восток путем установления прямого авиарейса (Нью-Дели – Владивосток).

9. Привлечение на проекты в Приморье крупных партий рабочих из Индии. Генеральный консул Индии во Владивостоке Субхам Кумар указал минимальное количество индийских рабочих (не менее 4000 человек), при котором его страна будет заинтересована принять участие в строительных проектах.      

Указанные условия могут быть реализованы в крупных инвестиционных проектах на территории развивающихся районов Приморского края. В частности, в сфере строительства жилья эконом-класса. Запросы в регионе на такое жилье в больших объемах имеются в рамках необходимости обеспечения социальной инфраструктурой:

- специалистов, привлекаемых на создаваемые резидентами ТОРов и СПВ новые рабочие места в рамках реализации инвест.проектов. В этих целях в ближайшее время необходимо будет построить не только большое количество кв. м жилья, но и детские сады, школы, помещения под лечебные учреждения и т.п.  

- участников Государственной программы переселения соотечественников в РФ из-за рубежа и членов их семей. В 2017 году Приморский край в рамках данной программы прибыло более 1,4 тысячи человек. Около 1/3 из них имеют профессиональное образование или востребованную на региональном рынке труда профессию. В 2018 году ожидается увеличение потока соотечественников в регион до 2 тысяч. При этом местные органы власти всех 28 территорий вселения традиционно испытывают значительные трудности в вопросе расселения прибывающих иммигрантов.

Необходимо отметить, что город Владивосток для подавляющего большинства соотечественников не является территорией вселения. Ближайшими к нему территориями вселения являются города: Артем, Уссурийск и Находка. Реализация резидентами ТОРов и СПВ значительной части инвестиционных проектов и, соответственно, создание рабочих мест, осуществляется также за пределами беспорядочно застроенной и густонаселенной столицы Приморья. Эти обстоятельства позволят решить вопрос выбора больших по площади земельных участков и организации качественного планирования их застройки в недостаточно заселенных, но имеющих перспективу демографического прироста районах края.

Предлагаемые ЦСИ пути и цели привлечения в регион трудовых ресурсов из Индии также полностью соответствуют действующей стратегии инвестиционного развития, утв. Постановлением Администрации ПК от 23.12.2013 г. № 495-па. Реализация стратегических целей инвестиционной политики Приморского края осуществляется в соответствии с такими отраслевыми приоритетами, как: повышение доступности жилья для населения и уровня комфорта жилищного фонда, развитие промышленности строительных материалов, туристического кластера. А установление прямого авиасообщения «Владивосток – Нью-Дели» соответствует ключевому приоритету транспортной интеграции региона - реализации международного транзитного потенциала Приморского края.

Так же инвестиционной стратегией определено, что повышение доступности жилья для населения и уровня комфорта жилищного фонда является одной из ключевых мер по снижению оттока населения из Приморского края. С этой целью должны продолжаться «мероприятия по вовлечению в гражданский оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков для жилищного строительства». Для достижения доступности стоимости квадратного метра жилья для местного населения и иммигрантов инвестиционной стратегией предусмотрен «механизм бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, с ограничением при этом продажной цены на такое жилье» от застройщика.

Таким образом, расширение инвестиционного сотрудничества и туристического обмена Приморского края с Индией, как с привилегированным стратегическим партнером России, не только принесет экономическую выгоду сторонам, но и позволит существенно приблизиться к решению одной из важнейших задач развития и сохранения человеческого капитала в Приморье – сделать жилье доступным, среду проживания – комфортной, а наш регион еще более привлекательным.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание четко выраженное желание Генерального консула Индии во Владивостоке г-на Субхам Кумара получить от Администрации Приморского края приглашение к реализации конкретного инвестиционного проекта, полагаем возможным на первом этапе установления этих отношений направить письмо дипломату следующего содержания (проект письма прилагается).

Со слов г-на Генерального консула, его ответным шагом будет информирование крупной индийской строительной корпорации о серьезных намерениях Администрации ПК создать и реализовать в Приморье крупнейший проект в сфере жилищного строительства с привлечением индийских инвестиций, технологий и трудовых ресурсов. Далее работа над проектом будет осуществляться силами вновь созданного совместного российско-индийского предприятия, одного из участников которых определит Администрация ПК.  

Имея значительные наработки на индийском направлении и опыт деятельности в сфере миграции, буду рад быть полезным при реализации изложенных в данном письме предложений в интересах жителей Приморского края. Надеюсь, что Ваши и наши усилия не потрачены зря – при желании российской стороны и возможностях индийской, эти двусторонние отношения непременно должны привести к успеху.        

 

С уважением,


Владислав Григорьевич Звычайный,
Председатель НКО Союз организаций "ЦСИ в ПК"
3 мая 2018 года